Это - ещё одно полузабытое эссе, недавно извлечённое из архивов и относящееся к категории "переписывать - лень, а выбрасывать - жалко". Изначально оно именовалось "К вопросу о тупоумии", потому что, сколь не стучи некоторым особям по лбу, они всё равно спрашивают "кто там?", норовя зачислить меня в единомышленники. Поразмыслив, я решил сменить заглавие, чтоб не обманывать самого себя. В конце концов, можно без затей устно послать упомянутых на три буквы. Тем более подобное обращение они понимают лучше всего. Однако в том-то и загвоздка, что размышления сии не просто критика некоторого социального явления, но своеобразная расплата по старым долгам. Прикладывая доморощенных "язычников", я в некотором роде прикладываю и себя, так как - чего уж скрывать - был одно время довольно близок к ним. Теперь же пришло время ставить точки над "ё". Ибо всевозможные идеологии и тусовки - пройденный этап, о чём я теперь должен во всеуслышание заявить, не взирая даже на собственное самолюбие.
И всё же некоторое время я серьёзно сомневался, стоит ли вообще это публиковать. Потому что вместе со всякими недоумками (коих подавляющее большинство) я задеваю некоторых вполне нормальных и талантливых людей. Смиренно прошу у них прощения. Тем не менее - хоть и скрепя сердце - вслед за Аристотелем повторю: "Платон мне друг, но истина дороже". Прочим же "родноверам" вольно именовать меня ренегатом, предателем и подлецом, бросать перчатку и сулить мордобой. Мнение оных меня мало волнует. Но в надежде, что среди них сохранились ещё способные к мышлению и интеллектуальному развитию, напомню слова Джонатана Свифта: "Человек никогда не должен стыдится своих заблуждений, то есть того, что сегодня он мудрее, чем был вчера".
Эксгумирующие традицию
Они будут играть во что угодно - в Преосвященного ли Толкиена, в Дона ли Румату, в телефонный ли справочник - долго, упоительно, с песнями, плясками, жертвоприношениями.
А.Д. Лурье, "Заклание священных коров".
На Руси, как известно, две беды: дураки и дороги. Ну, дороги, хоть и с опозданием, но помаленьку строить учимся. А вот дураков у нас ещё лет на сто припасено. К тому ж не простых, а мудрёных, c Идеологией.
Точнее с Идеологиями. Одна Идеология была раньше. Другие же гласно или негласно были запрещены. Не возьмусь утверждать, что сейчас разрешено всё: это было бы вопиющей неправдой. Но определённая свобода для Идеологий, в частности, не покушающихся на девственную чистоту действующей власти, всё же появилась.
Нет, это отнюдь не плохо. Свобода совести и слова прекрасна. Однако "сдвиги" подобного масштаба пагубно влияют на сознание народа. Особенно такого дурного, как наш.
И результаты не замедлили сказаться. Получив относительную свободу мысли (а следовательно, и обязанность мыслить самостоятельно), общество обнаружило, что способностью к критическому мышлению без посторонней помощи оно в массе своей не обладает.
Заменяя рухнувшую глобальную Идеологию, появилось превеликое множество мелких, и на их почве, словно амёбы под лучом профессора Персикова, стали множиться, различные религиозно-философские сообщества и тусовки.
Специалисты могут долго и нудно разбирать глубинные причины данного явления, строить теории, проводить исследования, защищать диссертации, писать монументальные труды со ссылками на источники и подробным анализом философских, психологических, социальных и прочих аспектов. Но то специалисты. На мой же взгляд - взгляд материалиста-прагматика - причина проста. Одно из самых удачных её изложений присутствует в рассказе "Братья в опасности!" Кира Булычёва (являвшегося, к слову, убеждённым атеистом): "...Наши беды проистекают от отсутствия веры в Бога или высшее существо, включая светлое будущее коммунизма. Народ наш мало во что верит, а всё равно каждый боится. Боится заболеть, помереть, атомной войны, экологического бедствия, повышения цен и так далее. Отсюда получается желание верить чёрт знает во что, потому что лучше верить чёрт знает во что, чем не верить ни во что. Раньше у людей был Бог, и все надеялись, что если случится плохое, он не оставит в беде, хотя бы на том свете. У нас же тот свет совсем отменили, а на этом - неблагоприятные климатические условия. Поэтому люди наши стали крутить головами и искать, во что бы им поверить. Некоторые стали верить в экстрасенсов, некоторые в пищу без нитратов, а другие в индийского бога, имя которого я забыл..."
Прав был покойник Игорь Всеволодович. И книги писал неплохие. Но речь сейчас не об этом. А о том, что в походе за прошлогодним снегом "духовных ориентиров" среди прочих оригиналов оказались и такие, которые - уж не знаю какими путями - пришли к идее исповедовать славянское язычество или "родноверие" в их терминологии.
Ничего не скажешь, идея красивая. Но воплощение некоторых идей на практике чревато последствиями. Классический пример: коммунизм - общество свободы, равенства и братства, светлая мечта многих далеко не глупых людей - обрёл вопреки чаяниям извращённое воплощение в большевизме и совдепе, последствия чего расхлёбываются поныне.
Так что внешняя привлекательность идеи отнюдь не означает её удачного воплощения. Тем более кадры, принявшиеся вместе с "первопроходцами" созидать "родноверие", качеством не отличались. И не отличаются по сей день. А кадры решают если и не всё, как считал "Отец Народов", то многое. Пока идеи "родноверия" пребывали в узком кругу романтичных "родоначальников", всё было более чем приемлемо, но когда движение без всякого предварительного отбора стало пополняться неофитами, затеялось безобразие покруче толкиенистского.
Во главу угла новоиспечённые "родноверы" поставили "традиционные ценности". Первые печатные издания "языческих общин" "ценности" эти долго и нудно освещали. Не возьмусь судить о вменяемости сиих изысканий. Кое-что из них имело смысл и - опять же - красоту формулировки. Однако на практике дальше общих фраз, плакатно-лозунговых красивостей и ругательств в адрес христианства дело не пошло. Единственное, в воплощении чего из заявленного в сих агитках "язычники" преуспели, так это в маниакальном стремлении копировать народную культуру. Посконная рубаха, лапти, деланная под псевдо-старину манера речи, резные братины и прочие атрибуты, являющиеся, по-моему, ничем иным, как ещё одним проявлением эскапизма, стали "визитной карточкой" движения.
Культуру древности - тем более родную - можно и должно любить и использовать в творчестве. Она обогащает искусство, насыщает его новыми сюжетами, образами, аллегориями. Так многие европейские художники и композиторы заимствовали сюжеты античных, библейских, а иногда и древнегерманских сказаний для создания выдающихся полотен, скульптур, музыкальных произведений. Так Васнецов, Бородин, Римский-Корсаков, А. Н. Толстой и другие отечественные деятели искусства осмысляли сюжеты русских народных сказок и героического эпоса.
Всё это вполне естественно и правильно, тем более, что символы в искусстве так или иначе попросту необходимы. Но пляски у костра в народных рубахах и непривычных после кроссовок лаптях по поводу "праздника урожая", к сбору которого, к слову, никто из празднующих не имеет ни малейшего отношения, выглядят уже не любовью к родной истории и культуре, а гранью олигофрении. Тем более никакого толка в них нет. Есть лишь заурядное, ещё от предков-обезьян оставшееся атавистическое желание бездумно покривляться, поверещать, на девок посмотреть, себя им показать, посплетничать (вспомним Бандар-Логов Киплинга или свифтовских йэху), возможно, реализовать инстинкт размножения и разойтись с глубоким чувством превосходства над теми, кто не причастен к сей "великой мистерии".
Вот, собственно, и всё. Разве что, кто-то идёт для этого на дискотеку, а кто-то - на "капище". Особой разницы же нет, хоть наличие оной всегда с пафосом подчёркивается "родноверами", в частности по отношению к толкиенизму, который к великой их досаде весьма похож по форме и содержанию на пресловутое "язычество".
А в самом деле, скажите на милость, в чём разница? Толкиенутые играют в хоббитов и эльфов, называясь фродами, леголасами, тауриелями и нараэлями, "родноверы" же - в славян и варягов, гордо именуя себя - разумеется, после "обряда имянаречения"! - всевозможными что-тославами и светосвятами. Одни в качестве "божественных сил" почитают Эру и Манве, другие - Рода и Велеса. Первые в качестве объекта идеализации выбрали мир, придуманный оксфордским профессором Толкиеном (да святится имя его!), вторые - дохристианскую Русь, историю и культуру которой досочинили сами: каждый по мере своей глупости и невежества.
Короче, придётся изрядно постараться, "ища названья для отличья Труляля от Траляля". Впрочем, кое-какие нюансы всё же имеются. Толкиенисты - кроме, конечно, клинических шизофреников, свято верящих в бытие Средиземья, - в общем-то и не отрицают, что их простынно-занавесочные ряженья вкупе с размахиванием деревянными мечами и поисками "плодов мудрости" в виде "киндер-сюрпризов", не более, чем игра. Хоть и распространяться об этом не любят. "Родноверы" же с ишачьим упрямством, бия себя пяткой в грудь, пытаются доказать себе и всему миру, что у них-то, в отличие от толкиенутых, всё более чем серьёзно. Словесами дело, в общем-то, и ограничивается, поскольку никаких вещественных доказательств своей серьёзности сии индивиды предъявить не в состоянии. Кроме, разве, всё тех же умозрительных конструкций "сусальной альтернативы", о которой я уже имел удовольствие писать в статье "Властелину конец". Только на этот раз в роли воздушного замка выступает "мудрое и славное языческое прошлое" с его "высокими духовными ценностями", которых якобы лишено современное общество.
Как этап развития личности это могло существовать некоторое время, но дальше у большинства участников комедии дело не двинулось. И сказка о том, "как всё могло бы быть, если бы не крещение Руси", прочно утвердилась в основе идеологии, повиснув на шее адептов табличкой с надписью крупными буквами: "Мы - дурачки!"
Спору нет, мир наш далеко не идеален. И вряд ли станет таковым на моём веку (если вообще когда-нибудь станет). Но прошлое, каким бы прекрасным и привлекательным оно не казалось потомкам, всегда страшнее и гаже, чем те его представляют. Да и лучше "могло бы быть" едва ли: люди - скотина мерзкая, что угодно, будь оно хоть трижды светлым, со временем в грязь втянут, а сверху ещё и сами, хм... унавозят. О том и эссе...
Вообще-то, легенды о прошлом важны. Кому был бы интересен и, более того, симпатичен, например, Робин Гуд, если бы не было красивой легенды о благородном (возможно, из знатного рода) предводителе разбойников, что грабил местных эксплуататоров, и награбленное отдавал угнетаемым, а была бы сухая историческая справка о бандите с большой дороги, которому элементарно не желалось вкалывать на завоевателей-норманнов, вследствие чего он - надо полагать, небезуспешно - стал резать всех без разделения на богатых и бедных?
Или Иван Сусанин. Смерть за царя - как величественно, патриотично... А многие бы вдохновились, будь Сусанин не "народным героем", а всего лишь убитым "при исполнении" костромским лесным ушкуйником, который заводил людей в чащу, где убивал их и грабил?
Эти образы гораздо более правдоподобны и гармоничны их эпохам. Но они мертвы. На сознание людей влияли, прежде всего, легенды о них.
Героические символы необходимы, чтобы человек, несмотря ни на что, продолжал тянуться к чему-то более светлому, чем та мерзость, в которой он пребывает. Если же символов нет - их следует придумать.
Но символы хороши, лишь если способны заставить человека стремиться к совершенству. И, в первую очередь, своему. Символ же "славного языческого прошлого" сам по себе, без каких-либо допингов оказался способен - чего и следовало ожидать - лишь на создание ещё одной (сколько ж можно?) тусовки в общем-то зауряднейших, инертных во всём, что касается интеллекта, но амбициозных существ, креативные способности которых редко поднимаются выше выкриков в стиле "Слава! Перуну!!!" и велеречивых рассуждений с ворованными тезисами на тему "пагубности иудо-христианства".
На том многие из новоявленных "язычников" и успокоились. Так как получили то, что хотели. Мелкие сошки (в основном, пустоголовые по младости лет подростки) - энное количество себе подобных и характерные признаки, отличающие их от компаний таких же как они балбесов. А те, что поумней и понаглей, прозорливо самоназвавшиеся "волхвами", - энное же число ловящих плевки холуёв и млеющих девок.
Что ж, каждому - своё... Пошёл в лес, попрыгал через костёр с сотовым за пазухой, попредставлял себя древним славянином, выжрал "во славу древних богов" пивка, а потом с ощущением некоего "сакрального знания" вернулся в удобную городскую квартиру - смотреть по телевизору какую-нибудь пошлость, запивая кока-кольной дрянью особо "драматичные" моменты... На фоне всего этого утверждения, будто бы они, не играют, но живут язычеством, выглядят как-то неубедительно.
Утверждать, конечно, можно что угодно и сколько угодно. И леший бы с ними. От дурачков пользы, понятно, никакой, однако и вреда немного. В конце концов всяких местечковых нирваночек в наше время развелось сверх всякой меры, про все писать - никакого времени не хватит...
Но новые "язычники" вопреки очевидному убеждены в серьёзности той невообразимой мешанины религий, философских учений, амбиций и шизофрений, которую состряпали. Актуальность "родноверия" вообще стала для них священным постулатом. Вжившись в игру, они перестали различать её границы и решили, что втянуть в неё весь мир - конечно, только во имя всеобщего благоденствия! - великолепная идея.
Нет бы хороводить себе подальше от людей и тискать время от времени филькины грамоты для внутреннего пользования, погрязнув в "воссоздании языческого прошлого", иже есть лучший мир, иде несть ни болезни, ни печали, ни воздыхания (аминь!). Так нет! Им подавай ещё общественный резонанс! И без того спасу нет от телевизионных батюшек, что давно уже не отличают бога от кесаря, свихнувшихся на Бхагавад-Гите харерамеров в оранжевых простынях, различных "Свидетелей по делу Иеговы", втирающих брошюры из серии "Сто один способ подружиться с Богом", и прочих обременённых знанием "истины" в последней инстанции. Имя им - легион... А тут ещё и у борцов за "родноверие" прямо-таки свербит заявить о себе и тем самым осчастливить человечество.
Отсюда и всевозможные осложнения, потому как уж на этой-то ниве - кто во что горазд.
Протухнув и забродив, безобидное в общем-то пойло а-ля коктейль "Опиум для народа" превратилось в гремучую смесь, способность которой создать в пустых башках "резонанс" (хоть и специфического свойства) подвергать сомнению не приходится. Прежние эскаписты начали постепенно отходить на второй план, уступая место на арене... опять же эскапистам... но уже деятельным и агрессивным. Как следствие - неизбежные конфликты различных масштабов внутри движения, ибо тараканы в голове у каждого - свои, а агрессия - не лучшее качество для достижения взаимного компромисса.
Кем-то (должно быть, стосковавшимися по привычному занятию бывшими комсомольскими активистами) создаётся совдепообразный "языческий" административный аппарат с маниакальным стремлением проводить общие вече-референдумы и зарегистрироваться на государственном уровне. Кто-то пишет и пихает в массы смешные книги, в которых с точки зрения "языческого" мировоззрения "разоблачается" всё и вся вплоть до... классической и релятивистской физики. Ещё одни, окончательно съехавшие с катушек, выдают концепции, которые сами понимают лишь после поллитры. Кое-где попросту заявляется в угоду человеческому свинству, что мы, мол, "дети богов", нам совершенствоваться не надо! И точно - не надо, потому что невозможно: из дерьма масло не сделаешь, хоть и намазывается хорошо. Ну и наконец самым "одарённым" вовсе чудятся по укуру (а то и без него - на чистом энтузиазме) "знамения от родных богов" и "агенты мирового жидомасонства" за каждым углом.
Антисемитизм новейших "родноверов" - вообще тема отдельная и весьма пространная. Сам факт их смыкания в определённых сферах с "национал-социалистами" и прочими градациями бритоголовых говорит о том, что "еврейский вопрос" серьёзно будоражит их воспалённые умы.
В одной полемике я приводил оппонентам-"родноверам", одержимым идеями национализма, имена евреев, которые сделали для человечества гораздо больше, чем все они вместе взятые. Всё вотще. Глас разума не доходит до упёртого эскаписта. И не может дойти. Потому что эскаписты живут не разумом, а ощущениями. Да и не только эскаписты. Таков, судя по всему, наиболее распространённый среди русских психический склад. Об этой особенности говорил ещё великий сатирик Салтыков-Щедрин, когда изображал своих глуповцев. Взывать к здравому смыслу такого типа людей бесполезно, если воззвание не соответствует их эмоциональному настрою.
Тогда я это не совсем понимал и пытался достучаться до закупоренных мозгов именами, составляющими гордость литературы. Стругацкие, Вайнеры, Вершинин... Однако довольно. Зря я опять сотрясаю воздух, поминая всуе столпы словесности. Поистине, блаженны нищие духом! Руководствуясь стадным инстинктом, рядовые "родноверы" мнят почти всё, находящееся за пределами их мирка, ограниченного в той или иной степени тусовкой, неверным de facto и, как любые тусовщики, читают преимущественно "своих", внутритусовочных авторов, чьё писательское мастерство оставляет желать много лучшего. Знакомство же их с прочей литературой ограничивается популярными ныне у отстающих в развитии изданиями под общим названием "Все произведения школьной программы в кратком изложении для дебилов". Красноречивое свидетельство тому - поистине "всеобъемлющие" познания и потрясающая "грамацность", кою они, ничуть не смущаясь, демонстрируют. Впрочем, последнее не так и заметно в свете повсеместности данного явления среди охлоса, который, дай ему волю, урезал бы великий и могучий до уровня "ку" и "кю"...
И при таком-то уровне развития ничтожества от "родноверия" имеют наглость претендовать на интеллектуальность, причастность к культуре и некоторую даже "утончённость"!..
Гулким эхом остервенения отражаются в чугунных головах все аргументы, исключая всякую возможность цивилизованной полемики...
В общем, как писал приснопамятный шеф-редактор журнала "Deathrider" Александр Новиков, по почти аналогичной теме, "уж лучше Папа Римский или татаро-монголы, чем такая перспектива развития общества". И вправду лучше. Сочетание идеализма и агрессии никогда не доводило многострадальное человечество до добра. Сочетание эскапизма и агрессии не доведёт тем более, ибо не страшен эскапист сам по себе, но страшен эскапист, решивший воплощать свои воздушные замки в жизнь. Это хуже обезьяны с гранатой, потому что в случае обезьяны есть надежда, что она бросит её не в тебя.
XI.2003 н. э.
http://www.kveldreiser.narod.ru